тел. +7 (985) 644 60 81+7 (985) 644 60 81 Сообщество VK
тел. +7 (985) 673 73 74+7 (495) 673 73 74 Сообщество FaceBook
логотип ИМПЭ им А.С. Грибоедова ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЭКОНОМИКИ имени А.С.ГРИБОЕДОВА
основан в 1993 г.
Грибоедов А.С.
   
Главная
Мисс ИМПЭ 2016
 
Изображение sourse/documents/Licenzia_17_05_2016_1_small.jpg

http://www.iile.ru/lisense.html
Изображение sourse//banner_konkurs_1.jpg
Октябрь
Пн   2 9 16 23 30
Вт   3 10 17 24 31
Ср   4 11 18 25  
Чт   5 12 19 26  
Пт   6 13 20 27  
Сб   7 14 21 28  
Вс 1 8 15 22 29  
Указатель Высшее образование Высшее образование  Доклад студента 1 курса Колледжа предпринимательства № 11 Сулейманова Д.Т. на конференции “Инвариантное и вариативное в лингвистике и переводоведении”

Доклад студента 1 курса Колледжа предпринимательства № 11 Сулейманова Д.Т. на конференции “Инвариантное и вариативное в лингвистике и переводоведении”

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКА И СОЦИУМА
В РОМАНЕ Э. БЁРДЖЕССА «ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН»


“Boy, thou uproarious shark of haven
Slaughter of Elysium,
Hearts on fire, aroused, enraptured,
We ill tolchock you on the rot and kick
Your grahzny vonny bum.”  


С этим гимном по английской земле в 1962 г. прошел роман Э.  Бёрджесса под названием «Заводной апельсин». Нельзя не отметить, что это произведение продолжает искажать психику молодежи по сей день, затрагивая самые разные социальные группы и сферы жизни общества по всему миру: футбольные фанаты, разнообразные музыкальные коллективы, кинематограф, литература, мультипликация. Революционность романа во многом пропорциональна самой личности Э. Бёрджесса. 25 февраля 1917 г. родился человек, которому в дальнейшем предстояло изменить литературный мир раз и навсегда. Мальчика назвали Джон Энтони Бёрджесс. Он хорошо учился и занимался музыкой; образование он получил в колледже Ксавериан и в университете Манчестера, где по окончанию стал читать курс лекций по английской литературе и истории английского языка. Затем грянула II Мировая война, и Энтони пошел в сухопутные войска. В 1942 Бёрджесс женился на Луелле Ишервуд Джонс. Эта женщина кардинально повлияла на его жизнь, как человека, так и писателя.

К написанию романа «Заводной апельсин» писателя подвели два ключевых фактора: в 1959 ему поставили диагноз «опухоль мозга», и пророчили год жизни, а также, как выяснилось из интервью Бёрджесса Village Voice, его жену жестоко избили четыре дезертира из американской армии. Луелла была беременна, ребенок не выжил . В дальнейшем «Заводной апельсин» был экранизирован С. Кубриком. Сам Бёрджесс до конца своих дней проклинал Кубрика, ведь благодаря ему «Заводной апельсин» стал бестселлером, а Бёрджесс превратился в автора одной книги. В нашем контексте не имеет смысла рассматривать фильм наряду с книгой, поскольку, несмотря на потрясающий актерский талант М. Макдауэлла, он предоставлял Алекса как совершеннолетнего юношу, что шло вразрез с произведением, где главному герою 15 (а Макдауэллу на момент исполнения роли Алекса было уже 28). Таким образом, в фильме мы не сможем наблюдать основную проблематику идеологического противостояния возрастов, которую Э. Бёрджесс довольно подробно затрагивает в романе . Проблема насилия и жестокости в обществе показана в книге на примере четырех ярких представителей этого общества. Становление человека как личности во многом зависит от того общества, в котором он себя реализует. Алекс был лидером банды малолетних преступников. Рассмотрим участников группировки по отдельности.

Пит представляет собой среднестатистического обывателя. Он ведет себя сдержанно и периодически довольно странно для того общества, в котором он живет. Но это нисколько не мешает ему вместе с остальными творить ultra-violent, которое столь ярко преподносится в романе. В конце книги читатель обнаруживает, что после развала банды он оказался единственным, кто смог стать «нормальным» (в терминах описанного Бёрджессом общества) человеком. Пит завел семью и стал считать, что он счастлив. Джорджи является совокупностью стереотипных пороков человека. Он предал Алекса, так как постоянно ему завидовал. Также он являлся единственным, кто не разделял политику главного героя в отношении насилия. Алекс предпочитал думать, что насилие должно осуществляться ради насилия. Джорджи делал все ради выгоды. В финале «Заводного апельсина» он становится офицером полиции, что никоим образом не меняет его сути. Даже будучи полицейским, он продолжает свою линию поведения анархиста. Тём (Dim) оказывается самым злым и примитивным персонажем. Его личность представляет собой сборник доисторических инстинктов. Он всегда ведомый, готовый выполнять любую работу, где хоть как-то затрагивается жестокость по отношению к человечеству. Как говорил Алекс, “Dim being really dim”. В конце романа Тём, каким бы очевидным это ни показалось, становится полицейским на пару с Джорджем. Алекс является живым воплощением человека эпохи, которую преподнес Бёрджесс. Он является лидером и идеализатором группировки. В Алексе уживаются две абсолютно противоположные личности. Он умудряется избивать невинных, и при всем при этом ходить в школу и сохранять имидж пай-мальчика. Алекс является большим ценителем прекрасного, в частности, восхищается творчеством Бетховена. Парадоксально лишь одно – Алекс смог поставить тягу к насилию и тягу к прекрасному на один уровень, что в принципе и позиционирует его как личность неординарную.
«Заводной апельсин» часто сравнивают с произведениями Замятина и Оруэлла. В романе «1984» Дж. Оруэлла  мы наблюдаем антиутопию с аллюзией на тоталитарный режим. В «Заводном апельсине» мы видим действие тотального контроля над отдельно взятым представителем общества. С книгой Е. Замятина «Мы»  проводится подобная аналогия. «Заводной апельсин» всегда рассматривают как произведение, пропагандирующее нигилистический образ жизни, или как пример пагубности насильственного воздействия на психику человека в попытке сделать из него хорошего гражданина. В книге действительно можно наблюдать подтверждение обеих позиций.

Тем не менее, критики обходят стороной еще одну линию в романе, а именно – тему давления социума на подростка. В самом начале произведения говорится, что главному герою всего 15. Как и любому подростку, Алексу свойственно сумбурное восприятие мира. Так что жесты насилия со стороны Алекса можно рассматривать как возрастные девиации. Если анализировать его отношения с родителями (в романе они описаны достаточно поверхностно), можно прийти к выводу, что отец и мать главного героя представляют собой усредненных, стереотипных родителей. Следовательно, поступки Алекса являются лишь способом сбежать от серой повседневности. Странно было бы не принимать в расчет возраст героя, так как Бёрджесс сам акцентирует на этом внимание. Пример – напиток, который употребляют подростки. Не случайно в начале романа Бёрджесс пишет:
“Well, what they sold there was milk plus something else. They had no licence forselling liquor, but there was no law yet against prodding some of the new veshches which they used to put into the old moloko, so you could peet it with vellocet or synthemesc or derencrom or one or two other veshches which would give you a nice quiet horrorshow fifteen minutes admiring Bog And All His Holy Angels And Saints in your left shoe with ligts bursting all over your mozg.”

Молоко является основным продуктом в питании новорожденных. Таким образом, мы находим подтверждение того, что выбор возраста главного героя отнюдь не случаен. Во второй части романа автор предлагает читателям стать свидетелями пребывания Алекса в тюрьме.

Чтобы показать степень давления общества на подростка, Бёрджесс вводит в повествование сокамерника главного героя. В данном случае сокамерник пытался изменить главного героя. Здесь мы наблюдаем первое физическое воздействие на главного героя в попытке переменить его. Поскольку данное воздействие происходило на уровне контроля Алекса, то он дал отпор маньяку. Правда, так как у Алекса нет чувства меры, он убил насильника. Таким образом, мы наблюдаем реальное противодействие на аналогичном с главным героем уровне. Далее Алекс попадает на экспериментальное лечение. И вновь автор прибегает к демонстрации внешнего физического воздействия на главного героя. Оно является ключевым в книге. На данном этапе воздействие на героя проходит на том уровне, где он не имеет контроля и, как следствие, не может повлиять на происходящее. С Алексом происходят, казалось бы, необратимые изменения: он не может совершать насилия, ибо сама мысль об этом пробуждает в нем рвотные позывы. Главный герой почувствовал на себе действие собственной пилюли. Врачи поставили на один уровень его любовь к прекрасному и любовь к насилию. Благодаря этому жестокому жесту со стороны врачей Алекса тошнило от мелодий Баха так же, как и от насилия.
В романе прослеживается мысль о том, что насилие порождает насилие, и нельзя использовать этот метод воздействия на подростка – не произойди врачебного воздействия на главного героя, он и без того стал бы адекватным гражданином. Подростковое асоциальное поведение является проблемой в любой эпохе развития человечества. И каждый раз люди находят все новые и новые изощренные пути борьбы с этим феноменом. Бёрджесс описал самый действенный, на его взгляд, способ: бороться с насилием при помощи насилия. Только вот на главном герое использовали скорее моральное насилие, таким образом, отягощая его действие. В дальнейшем нам ясно видно, как жалок герой, что он  может дать отпор кому бы то ни было, но это – не самое главное.

Концовка книги повествует о том, что Алекс, будучи уже взрослым, возвратил все на круги своя: создал себе новую банду. Это могло бы навести нас на мысль, что зло в человеческой душе неискоренимо. Тем не менее, вновь возвращаемся к анализу описания через призму возраста. Давайте представим гипотетически две ветви развития Алекса. Представим, что Алекса не предает его друг Джорджи: что из этого выйдет? Рано или поздно Алекс пришел бы к выводу, что банда бесполезна, ибо она представляет собой такое же серое существование, как и его школьная жизнь. Или: Алекс попадает в тюрьму и не попадает на экспериментальное лечение. Он убивает сокамерника, продлевает срок жизни в тюрьме. Там Алекс приходит к выводу, что единственное, что важно в жизни, это авторитет. По всем пунктам можно прийти к одному выводу: нельзя потакать подростковым нигилистическим настроям, но и нельзя их подавлять кардинально. Не позволяя подростку пережить (более-менее безопасным для окружающих путем) его девиации, мы рискуем получить взрослого человека с гораздо более сильными отклонениями. Главное, как следует из романа Бёрджесса, – это контролировать процесс взросления, т.е. оказывать противодействие нужно равносильно действию, в противном случае грядет хаос.
ws==
Главная Фотогалерея Контакты Вопрос-ответ Версия для слабовидящих Структура сайта
Цепковский Георгий
выпускник факультета лингвистики 2013 года, принимал активное участие в мероприятий в рамках Года Германии в России.
История русской литературы Серебряного века 23.10.2017История русской литературы Серебряного века
Учебник - победитель конкурса "Южноуральская книга - 2017".
подробнее..
Дебют! 20.10.2017Дебют!
Не пропустите самое ожидаемое событие года!
подробнее..
"Вы очень помогли!" 20.10.2017"Вы очень помогли!"
Федерации развития образования РФ благодарит студентов-волонтеров за помощь в проведении крупного мероприятия.
подробнее..
Южноуральская книга - 2017 18.10.2017Южноуральская книга - 2017
О победе профессора В.В. Агеносова в юбилейном издательском конкурсе.
подробнее..
Сведения об образовательной организации
Лицензии
Государственная аккредитация
Руководство
Ученый совет
Студенческое самоуправление
Охрана здоровья
Вакансии
Заочная форма обучения
Заочное экономическое образование
Заочное юридическое образование
Заочное образование менеджмент
Заочное второе высшее образование
Бакалавриат
Бакалавр экономики
Бакалавр лингвистики
Бакалавр менеджмента
Бакалавр права
Бакалавр журналистики
Специалитет (первое высшее образование)
Магистратура
Учебные планы и графики
Юридическое образование
Экономическое образование
Программа "Карьера"
Ускоренное высшее образование
Аспирантура
Научная деятельность
Заочная форма обучения с применением дистанционных технологий
Курсы переподготовки «Управление персоналом»
Курсы повышения квалификации «Управление персоналом»
Условия для обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью
Дистанционное обучение «Менеджмент»
Дистанционное обучение «Экономика»
Юридическое образование дистанционно
Приемная комиссия
Поступление
Подготовительные курсы по истории
Подготовительные курсы по математике
Подготовительные курсы по обществознанию
Подготовительные курсы по русскому языку
Подготовительные курсы к ЕГЭ
Стоимость обучения
Скидки в оплате
Списки абитуриентов
Приказы о зачислении
Социальные программы
Вопрос-ответ
Подготовительные курсы к ЕГЭ
Дополнительное образование
Перевод из других вузов
Отсрочка от армии
Поступление на факультет журналистики
Поступление на юридический факультет
Поступление на экономический факультет
Поступление на факультет лингвистики
Подготовительные курсы по математике
Cпециальности
Юридическое
Экономическое
Менеджемент
Журналистика
Иностранные языки
Специальность переводчик
Специальность перевод и переводоведение
Экономический факультет
Юридический факультет
Факультет журналистики
Факультет лингвистики
Общеинститутские кафедры
Центр по работе с регионами
Вологда
Калуга
Липецк
Нижневартовск
Ульяновск
Сообщество Вконтакте Сообщество FaceBook
MsCenter
Гарант
Консультант
Поэтический портал. На Волнах Вдохновения
info@adm.iile.ru     © 1998 - 2017 «ИМПЭ имени А.С. ГРИБОЕДОВА»      Яндекс.Метрика LiveInternet