|
|||||||||||
24.04.2011 Юрий Поляков: "Эксперимент стал основополагающей частью современной литературы"![]() 25 апреля ИМПЭ им. Грибоедова посетил русский писатель, лауреат премий Московского комсомола, Ленинского Комсомола, кавалер ордена Дружбы, кавалер ордена Почёта, главный редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков. Когда в пределах института разнеслась новость о том, что скоро в стенах ИМПЭ объявится такой интересный гость, весь журфак просто взорвался положительными эмоциями и с нетерпением ожидал знаменитого русского писателя. ![]() Творческий путь начал с поэзии (семинар поэтессы Ларисы Васильевой), постепенно всё больше обращался к прозаическим произведениям. Имеет степень кандидата филологических наук (диссертация посвящена фронтовой лирике). По произведениям Ю. Полякова сняты фильмы: «Работа над ошибками» (1987, режиссёр А. Бенкендорф), «ЧП районного масштаба» (1988, режиссёр С. Снежкин), «Сто дней до приказа» (1989, режиссёр Х. Эркенов), «Левая грудь Афродиты» (1999, режиссёр А. Павловский), «Игра на вылет» (2000, режиссёр К. Одегов), «Замыслил я побег…» (2003, режиссёр М. Ибрагимбеков), «Козлёнок в молоке» (2003, режиссёр К. Мозгалевский, В. Нахабцев). Ю. Поляков является соавтором сценария известного фильма С. Говорухина «Ворошиловский стрелок» (1997), а также автором оригинальных сценариев, по которым сняты ряд фильмов и сериалов. Первую повесть Полякова «Сто дней до приказа», изобличавшую дедовщину в советской армии, не пропустила военная цензура, однако после посадки немецкого лётчика Матиаса Руста на Красной площади писателю позвонил главный редактор журнала «Юность» Андрей Дементьев и попросил разрешения повесть напечатать. Дементьев позвонил в военную цензуру и уведомил о печати повести. «Но мы её не пропустим», — заявил цензор. «Лучше бы вы Руста не пропустили!» — ответил редактор. Известность Юрий Поляков приобрел в январе 1985 году необыкновенно смелой по тем временам "предперестроечной" повестью "ЧП районного масштаба", опубликованной в "Юности" и посвященной "комсомольским работникам" времен "развитого социализма". "Острыми" были и последующие его повести - "Сто дней до приказа" (1987), "Апофегей" (1989), "Демгородок" (1993). ![]() В 14.00 в 324 аудитории начали собираться студенты и преподаватели факультета журналистики. Юрий Поляков поприветствовал всех собравшихся и попросил сразу приступать к интересующим ребят вопросам, дабы встреча не походила на монотонную лекцию. Редакция сайта публикует некоторые вопросы студентов и «выжимку» ответов на них главного редактора «Литературной Газеты». Как Вы считаете, какое будущее ждет «Литературную Газету»? На данный момент тираж «Литературной Газеты» составляет 100.000. Я думаю, какое-то время он будет неизменным, но с течением времени печатный аналог газеты вытеснит электронная версия. Кстати, официальный сайт ЛГ уже достаточно посещаем. Но, честно говоря, не имеет никакого значения в каком виде подана информация. От вас, журналистов всегда будут требовать одних и тех же задач. Есть ли в ЛГ границы выражения слова? ![]() Конечно, есть. В самом начале пути редактора я столкнулся с тем, что в ЛГ иногда использовалась нецензурная лексика. В те времена это почему-то считалось модным явлением. Но я эту «лавочку» довольно быстро прикрыл и по сей день считаю, что у истинного поэта и писателя не может быть одна матерщина в произведениях. Кроме этого в ЛГ запрещено разжигание национальной розни и всякого рода негативная пропаганда. Следует отметить, что акционерами ЛГ является Московское Правительство и поэтому в освещении московской жизни следует быть более осторожными и тактичными. И вообще все разговоры о независимости российского журналиста довольно лукавы. Сегодня журналист не более свободен, чем в советское время, просто система давления более мягче. И с течением времени многие табу стерлись, но это не отменяет того факта, что полной свободы слова в нашей стране нет. Что вы можете сказать по поводу вашей статьи «Лезгинка на месте»? В этой статье меня больше интересовал культурологический аспект взаимодействия между странами. К сожалению, в настоящее время нет межнациональной политики и это печально. Межкультурное общество не получилось. И в моей статье больше вопросов, чем ответов. К какому герою из пьесы «Одноклассники» вы испытываете наибольшую симпатию? Я считаю, что автор должен испытывать симпатию ко всем своим героям, даже отрицательным. Тогда формируется «живость» персонажа, которую читатели хорошо чувствуют. Как Вы считаете, где должны заканчиваться факты и где должен начинаться художественный «полет»? К сожалению, слово «талант» на сегодняшний день выпало из жизни. А это я считаю наиболее важным. И автор должен сам прочувствовать границу между фактами и творчеством. Это сложно просчитать. Существует ли современная литература? Однозначно существует, и она весьма разнообразна. Эксперимент стал основополагающей частью современной литературы. Но для того чтобы быть новатором нужно не забывать обращаться к прошлому. На сегодняшний день бытует мнение, что современная литература развивается исключительно как коммерческий проект. Что Вы можете сказать по этому поводу? Проекты были всегда, но они никогда не смешивались с серьезной литературой. Разговоры о «смерти автора» ведутся для того, чтобы вывести истинный талант за скобки. И вообще талант – иррациональное определение. Скорее это природный литературный голос, который присущ немногим. Как бороться с убийствами журналистов в России? К сожалению, на сегодняшний день журналистика оказалась вовлечена в раздел собственности. За трагедией журналистов стоят материальные ценности. Все может быть исправлено только по пути создания социальной дисциплины и укрепления государственности. Расскажите о жанровой принадлежности произведения «Замыслил я побег». Это эпопея или настольная книга? «Замыслил я побег» скорее одновременно семейная хроникальная социальная эпопея. И вообще все эти элементы совмещены во многих реалистических произведениях, в которых наиболее удачно отражена «картина эпохи». По мере старения произведения интерес у масс будет к нему возрастать. Что бы Вы изменили в школьном литературном образовании? Я считаю, что недопустимо сокращение количества часов гуманитарных дисциплин. Это преступление, ведь гражданина формируют именно гуманитарные дисциплины. И эта проблема не раз обсуждалась на страницах «Литературной Газеты». Может ли студент ИМПЭ пройти практику в «Литературной Газете»? Конечно, может. Звоните, приходите к нам в редакцию и мы вам подберем различные задания. На этой ноте завершился диалог студентов с Юрием Поляковым. Журфак ИМПЭ надеется, что это не последняя встреча с редактором «Литературной Газеты» и в будущем нас ждет еще более интересная беседа! Анастасия Дарий
Вернуться к списку новостей |
|||||||||||
| |||||||||||
info@adm.iile.ru © 1998 - 2020 «ИМПЭ имени А.С. ГРИБОЕДОВА»
|