|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
14.03.2007 Пьер и Жиль: кич как высокое искусство - 14.03.2007Пьер и Жиль: кич как высокое искусствоС 22 февраля по 5 апреля в ЦВЗ "Манеж", расположенном по адресу: Манежная пл., 1, проходит выставка "Pierre et Jilles" ("Пьер и Жиль"), организованная Правительством Москвы, Комитетом по культуре Москвы, музеем "Московский Дом Фотографии", посольством Франции в РФ и Французским культурным центром в Москве. Пресс-секретарь Московского Дома Фотографии и одновременно студентка факультета лингвистики ИМПЭ им. А.С. Грибоедова Татьяна Стрекалова любезно передала нам пресс-релизы, которые мы с удовольствием предлагаем вашему вниманию. Статья проиллюстрирована фотографиями с выставки. Фотографы и художники, актеры и режиссеры, стилисты и имиджмейкеры, Пьер и Жиль – эмблематический дуэт фотографического постмодернизма. Начав свою карьеру в 70-х гг. прошлого уже века, они во многом определили фотографические искания последующих десятилетий, играя на самой фотографической квазиреалистичной природе изображения, разыгрывая оригинальный театр фотографии.
На эмоциональном уровне стиль этот не чужд и поп культуре с ее апологией наивности и сентиментальности как самых востребованных творческих стратегий. Но зачастую под глянцем псевдомещанского сантимента оказывается скрыта боль и тревога, что сообщает общему настроению где-то эротический, а где-то драматический характер. В работах Пьера и Жиля журнальный гламур и народный кич разоблачают один другой, оттеняя друг друга иронией, не переходящей, однако, в цинизм и скепсис.
В процессе портретирования за фототеатром всегда следовал не менее сложный этап "финишных работ" – создание живописного слоя поверх фотографического и производство авторской рамы. Здесь сама тиражность фотографического искусства, его принципиальная "техническая воспроизводимость" компрометировалась ханд-мейдом, уникальной ручной работой. Мы рады приветствовать уникальный творческий дуэт Пьера и Жиля с полномасштабной выставкой в Московском Доме фотографии и Государственном Русском музее и благодарим французскую галерею Жерома де Нуармона и Посольство Франции в России, благодаря которым этот проект состоялся в России. Ольга Свиблова, директор Московского Дома фотографии Пьер и Жиль: провокация гламура
И, правда, их произведения выглядят не столько массовыми, безупречно и безлично промышленными, сколько трогательно кустарными, не столько глянцевыми, сколько наивными. Если к этой эстетике и применим эпитет "популярный", то разве что в том значении, каким он обладает во французском языке – не "поп-культурный", но "народный", в том смысле, в каком народным бывает, например, лубок. Кич, который культивируют Пьер и Жиль – не ширпотреб, но раритет и экзотика. Неслучайно художники демонстрируют интерес и симпатию к тем культурам, например, азиатским или восточным, в которых кич еще не стал циничным и сохранил своего рода невинность – будь то индийский религиозный лубок, арабская эстрадная музыка "рай" (Пьер и Жиль снимали портреты звезд "рая" из французской арабской диаспоры). Ирония, пронизывающая искусство Пьера и Жиля, состоит в том, что под видом банальной, безликой и само собой разумеющейся масс-культуры художники подсовывают маргинальную, ерническую и еретическую субкультуру собственного производства. Даже среди звезд, которых так любят снимать Пьер и Жиль (а звезды обожают у них сниматься), почти нет образцовых представителей глобальной поп-культуры (хотя Мадонну они все же снимали). Зато очень много фриков и героев андерграунда вроде Нины Хаген, Марка Алмонда, Игги Попа и Боя Джорджа. Или же звезд настолько сугубо французских, вроде Клода Франсуа или Сильви Вартан, что сама их буржуазность и эстрадность воспринимается как своего рода экзотический национальный колорит.
Ирина Кулик Выставка является знаковой как в России, так и за рубежом. Одним из своих первых спецпроектов организаторы II Московской биеннале современного искусства решили подсластить мрачное искусство сегодняшнего дня. Но подсластить – не значит упростить. Пьер и Жиль – оригинальные волшебники. Несмотря на то, что они, низменно используя стилистику мещанской умилительной ретрофотографии, ретушируют и без того красивейшие фото сначала кистью, а потом и в фотошопе, чтобы довести до приторности, нельзя не согласиться с тем, что это – искусство. Кич выходит настолько преувеличенным, что перерастает сам себя. Мадонна в роли японского божка и связанная Нина Хаген, Мерлин Менсон, укачивающий скелет, и французская поп-дива Мирей Матье, осыпанная цветами, – это неполный перечень того, что можно увидеть в ретроспективе общепризнанных мастеров фотографии. Возможно, такой взгляд аморален, но спрос на их фотографии огромен. Понятно, что релятивизм в оценке добра и зла неизбежен: человечество чаще руководствуется ощущениями, а не разумом. Боль, причиненная другому, заставляет тело ликовать, и совесть застенчиво прячется в местах, весьма отдаленных от центра удовольствия. Природа берет верх над сознанием, и в том, чтобы пристроиться в конец очереди на выставку Пьера и Жиля, тоже нет ничего постыдного. Таково уж свойство искусства – превращать этическое в эстетическое. Причем эстетика доминирует иногда настолько убедительно, что заставляет забыть о морали. Вернуться к списку новостей |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
info@adm.iile.ru © 1998 - 2020 «ИМПЭ имени А.С. ГРИБОЕДОВА»
|