|
|||||||||||
![]() ![]() ![]()
09.07.2006 Леонид Сергеевич Яковлев - "исторический человек" - 09.07.2006Леонид Сергеевич Яковлев - "исторический человек"
- Леонид Сергеевич, Вы трудитесь в нашем институте уже 10 лет. Скажите, пожалуйста, что нового дала Вам эта работа? - Я соприкоснулся с новой категорией студентов. Раньше я работал в воинском коллективе со студентами-военнослужащими (в Академии ФСБ - прим. корр.), здесь же - сугубо гражданская аудитория. А это накладывает определенный отпечаток и на взаимоотношения с учащимися, и на преподавание самого предмета. - Как Вам кажется, за весь период Вашей преподавательской деятельности студенты сильно изменились? - В чем-то все студенты похожи, в каждом есть любознательность, бесшабашность, свойственная молодости. Но что-то и меняется. Я, например, отмечаю, что студенты стали более разносторонними, знающими, имеют четкое представление о жизни. Хотя в чем-то современные студенты и уступают своим предшественникам. Например, они хуже знают историю своего Отечества, более того, их знаниям по истории не хватает систематичности. Общеобразовательная подготовка оставляет желать лучшего по сравнению с тем, что было, когда я начинал преподавательскую деятельность 30 лет назад. Но зато появились новые сферы знаний, тот же Интернет, которого раньше не было. Благодаря этому нынешние студенты имеют все большие и большие возможности. Так что я бы не сказал, что они меняются в худшую сторону, тем более, что есть очень способные, всесторонне развитые и подготовленные студенты, с которыми очень приятно работать. - Почему Вы решили преподавать именно историю отечественного государства и права? - Во-первых, я всегда очень любил общую историю, еще в средней школе. А конкретно это решение было связано с моими интересами в научной работе: будучи студентом юридического вуза, я уделял большое внимание истории развития юриспруденции. Это и стало моей основной специализацией. - А ваша семья? Дети не пошли по Вашим стопам? - У меня двое детей - сын и дочь. Дочка закончила педагогический вуз, получила профессию преподавателя черчения и рисования, работает дизайнером интерьеров. А сын закончил военный юридический вуз, стал юристом и сейчас работает по специальности. - Выходит, уже создается что-то вроде трудовой династии? - На данный момент трудно сказать, ведь потомственные юристы – это несколько поколений подряд, а мой сын – только второе поколение в юриспруденции. Мама моя была крестьянских корней, да и вся родня в основном тоже, поэтому, если говорить о преемственности, я должен был бы стать фермером! (смеется – прим. корр.) Но так сложилось, что через армейскую службу я пришел в юриспруденцию, о чем совершенно не жалею. - Скажите, как Вы планируете отмечать свой юбилей? - В кругу коллег по работе и друзей. Так получилось, что и друзья, и коллеги – все составляют единый круг моего общения. Основное празднество будет проходить здесь, на юридическом факультете ИМПЭ. Поскольку у меня сохранились хорошие взаимоотношения с Академией Федеральной Службы Безопасности, то и там меня ждут. Я продолжаю поддерживать и научные, и педагогические контакты с людьми из Академии, где я долгое время работал. И, конечно же, буду отмечать праздник в кругу семьи. - Наверняка в Вашей практике было немало курьезных случаев, связанных со студентами. Не могли бы Вы припомнить один из них? - Курьезы обычно связаны с теми студентами, у которых очень слабая общеобразовательная подготовка и знание истории. Например, был такой случай: студент не мог сказать, не только в каком году или десятилетии, но и в каком веке произошла Октябрьская революция. Я задал наводящий вопрос про годы жизни Ленина (а в школе раньше всегда знали, когда родился Ленин). Но этот вопрос ему не помог, и он ответил таким образом, что получалось, что Ленин руководил революцией, когда ему было 3 года! - Вы преподаете студентам-первокурсникам? - Так получилось, что ко мне студенты попадают в начале первого курса. Поэтому самые первые впечатления о вузе студенты получают как раз на занятиях, которые ведут преподаватели нашей кафедры, а они, в свою очередь, начинают составлять свое мнение о студентах. Я веду оба семестра первого курса и могу сказать, что студенты меняются прямо на глазах. Те, кто осознанно пришел в институт, но имеют какие-то недостатки в общем образовании, подтягиваются и к концу курса уже выглядят очень солидно. - Из чего складывается Ваше впечатление о студентах? Можно ли с первого взгляда определить, кто из них на что способен? - Благодаря педагогическому и житейскому опыту уже на первом занятии я могу сказать (конечно, не в 100% случаев), осознанно или нет студент воспринимает информацию по предмету. Это видно по его реакции. Многих выдают глаза: или они пустые, или же загораются, смотрят с интересом. Иногда чувствуется сразу - с этим студентом проблем не будет. А есть студенты, которым изначально все неинтересно, хотя они еще не поняли, что за преподаватель перед ними и чему посвящен предмет. Так что первая встреча может сказать очень многое. А когда проходит первый семинар, вообще все становится ясно! - Что Вы в первую очередь советуете своим студентам? - Советую, чтобы они берегли свое время и с самой первой лекции относились к занятиям как к подготовке к экзамену. Тогда будет и большая польза, и экономия времени, поскольку, чем плодотворнее студент работает на лекции или семинаре, тем меньше проблем у него будет на завершающей стадии обучения, когда речь пойдет о зачете или экзамене. - Студенту сложно сдать Вам экзамен? - Сложно, потому что мой предмет очень непростой, много фактологического материала, который нужно запоминать и, конечно же, в первую очередь, понимать. История государства и права – дисциплина, в которой нужно не просто вызубрить даты и факты, а понять общие закономерности. Тогда намного легче освоить весь предмет в целом. - А что нужно делать, чтобы легче запоминать фактологический материал? - Тут выручает системный подход к запоминанию. На самом деле, мы не требуем от студентов точного знания дат, за исключением некоторых важнейших исторических событий, таких как революция или принятие первой Конституции Советского государства - их датировку нужно знать как день своего рождения. А основную массу дат нужно просто соотносить с каким-то периодом. И здесь я всегда говорю студентам, что даты будут легко запоминаться и перестанут путаться, если четко представлять себе общие этапы развития страны. - А какой Ваш любимый исторический этап? - Мой любимый период в истории отечественного государства и права – рубеж XIX-XX столетий. Многое менялось в России, закладывались основы будущего нового строя, определенные перспективы, которые частично были реализованы в советское время. Кроме того, интересен мне и период смены советских порядков на российские, то есть перестройка и все, что с ней связано. Это сложный, но очень интересный и динамичный период, поскольку в нем заложено наше будущее, наши перспективы. От того, как мы выйдем из этого этапа, что сумеем сохранить положительного из того, что было в XX веке, в том числе и в советское время, от чего сумеем освободиться, например, от авторитаризма, зависит будущее нашей страны и наших студентов. - Леонид Сергеевич, поделитесь, пожалуйста, Вашими планами на будущее. - Мне нужно реализовать одну идею – закончить работу над докторской диссертацией. Я считаю, что у меня есть еще некоторый резерв времени для того, чтобы завершить это важное дело. Так что в ближайшем будущем я планирую представить ее к защите... и защитить! Уважаемый Леонид Сергеевич! Мы поздравляем Вас с юбилеем и желаем Вам творческих и научных успехов, а также долгих лет плодотворной работы в стенах нашего института! <%DATA%> Вернуться к списку новостей |
|
||||||||||
| |||||||||||
info@adm.iile.ru © 1998 - 2020 «ИМПЭ имени А.С. ГРИБОЕДОВА»
|